Камаристова Елена Васильевна, старший воспитатель, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 19 «Красная Шапочка»

Модель создания предметно-развивающей среды

 Модель создания предметно-развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обес­печивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ре­бенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных  средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных ком­понентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, по­знавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оз­доровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игро- и видеотека,  музыкально-театральная и предметно-раз­вивающая среда организованной деятельности. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Таким образом, в рамках  Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение  через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.

В соответствии с ФГОС  развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

· игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

· двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

· эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

· возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

· возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

· наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

· наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

· периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

· доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

· свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 Жизненное пространство в детском саду такого, что дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центры активности. Помещение группы разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей.

· «Центр искусств»;

· «Центр строительства»;

· «Литературный центр»

· «Центр сюжетно-ролевых игр»;

· «Центр песка и воды»;

· «Центр познавательно-речевой деятельности»;

· «Центр науки и экспериментирования»;

· «Работающие стенды»;

· «Музыкальный центр»

· «Центр театрализованных игр»

· «Открытая площадка»

· « Центр природы» 

Таблица 1. Создание предметно – развивающей среды по направлениям развития детей

 Направление развития  Оснащение
 

Физическое развитие.

Охрана жизни и укрепления здоровья
 

Физкультурные уголки в каждой возрастной группе.

Уголок Айболита
 Познавательное  развитие    

Учебная зона

«Центр познавательно-речевой деятельности»;

«Центр науки и экспериментирования»;

«Литературный центр»

«Центр строительства»;

« Центр природы»;

Мини - музеи 

Зона настольно –печатных игр

«Центр песка и воды»;

«Работающие стенды»;
 Художественно – эстетическое развитие  

«Музыкальный центр»

«Центр театрализованных игр»

 «Центр искусств»;
 Речевое развитие   

«Работающие стенды»;

«Центр познавательно-речевой деятельности»;

«Литературный центр»
 Социально-коммуникативное развитие  

« Центр природы»;

«Открытая площадка»

«Центр сюжетно-ролевых игр»


23 февраля 2017 в 22:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.