Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работ.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
· способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
· повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
· повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Основные виды упражнение:
1. Ходьба и бег по траве, по песку, по мелкой воде, по тропинке прямой и извилистой, на горку и с горки, между кустами и деревьями. Пройти по доске, по узкому мостику, земляному валу, перешагивая через палки. Бег за каталками, обручами, друг за другом.
2. Лазание: на четвереньках на горку и с горки. Подлезать под низкие ветки, пролезать между рядом стоящими деревьями.
3. Прыжки: на двух ногах, через палку, канавку, с кочки на кочку.
4. Метание в цель. Метание в горизонтальную и вертикальную цель, метание шишек, дисков, палочек, мячей на дальность, через куст, в воду.
Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не вызывали у детей резких отклонениях в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.
Основные особенности терморегуляционной системы ребенка младшего возраста:
1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще не четкая её деятельность в регуляции тепла.
2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью и незрелостью всех слоёв.
Принципы закаливания:
1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воздействий.
2. Систематичность закаливания.
3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка.
4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.
5. Многократность закаливания – использование разных физических агентов: холода, тепла, механического воздействия воздуха, воды.
6. Полиградационность закаливания – применение раздражителей разный по силе и времени.
Комплекс оздоровительно-закаливающий мероприятий включает широкое использование природных факторов:
· Воздух.
· Вода.
· Солнце.
И специально организованных воздушно-водных процедур:
· Обтирание тела
· Обливание ног
Перспективный план физкультурно-оздоровительных мероприятий 1 младшая группа
№ |
Мероприятия |
Работа с детьми |
Периодичность |
Работа с родителями |
|
Обеспечение здорового образа жизни |
Щадящий адаптационный режим гибкий режим Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил |
В течение года |
Подготовка к учебному году. Беседы по адаптации Наглядная агитация: “Режим дня”, “Занятия”, консультация: “Режим – это важно!” Методическая литература по адаптации. Родительское собрание: “Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения” |
|
Мониторинг |
Определение уровня физического развития.
Определение уровня физической подготовленности детей |
2 раза в год |
Анкетирование “Здоровый образ жизни” Ознакомление родителей с планом на год. Обсуждение рекомендаций и пожеланий. Создание родительского комитета. |
|
Двигательная деятельность |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно |
Обновление группового инвентаря Сбор природного и бросового материала. Фотогазета “В детском саду играем, много нового узнаем!” Консультации: “Поиграй со мной мама”, “Пальчиковая гимнастика”, “Двигательная активность и здоровье детей”, “Игры которые лечат”. Организация фотовыставки “Зимние забавы” Совместное физкультурное развлечение “Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!” |
Физическая культура |
2 раза в неделю |
Подвижные игры |
Ежедневно |
Гимнастика после дневного сна |
Ежедневно |
Спортивные упражнения |
Ежедневно |
Физкультурные досуги, праздники |
1 раз в месяц |
Дни здоровья |
1 раз в месяц |
Релаксация |
ежедневно |
Дополнительная двигательная деятельность |
физкультминутки дыхательная гимнастика пальчиковая гимнастика |
ежедневно |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня |
Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. |
Ежедневно |
|
Музыкально-ритмическая деятельность |
Музыкальные игры |
2 раза в неделю |
“ Музыкальный киоск”, анкеты, папки с играми, музыкально – дидактические игры. Консультации: “Пение в помощь речи!”, |
|
Логопедическая деятельность |
Игры с элементами логоритмики;
артикуляционная гимнастика |
ежедневно |
Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, эффективных приёмах. Консультации: “Читаем всей семьёй!” ,“Воспитание художественной литературой!”, “Дети у экрана!”, “Игры с детьми по развитию речи”, “Характеристика речи ребёнка 2-3 лет”. Анкета: “Что и как читаем дома?”, |
|
Психологическая деятельность |
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы Игры на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний |
ежедневно |
Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками, эмоции всех участников, оздоровление. |
|
Гигиенические и водные процедуры |
Умывание |
ежедневно |
Памятка: “Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей”, “Личная гигиена детей”, “Надо мыться, умываться”. |
Мытье рук |
ежедневно по необходимости |
Игры с водой |
В течение года |
|
Профилактические мероприятия |
Витаминотерапия |
осень-весна |
Родительское собрание: “ Реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома” Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей. Консультации: “Здоровье всему голова!”, “Профилактика гриппа!”, “Ротавирусная инфекция”, “Кашель”, “Профилактика кишечных инфекций”, “Как уберечься от ОРЗ!”, “Витамины и их значение”, “Болезнь которая не должна повторится”, “Гимнастика ног”, “Насморк: или платок в кармане, или дыра в голове” |
Профилактика гриппа и простудных заболеваний |
В течение года |
Режимы проветривания |
ежедневно |
Обеспечение температурного режима |
постоянно |
Общий массаж |
По назначению |
Массаж в “сухом бассейне” |
В течение года |
Точечный массаж |
2 раза в год |
Бактерицидные лампы |
ежедневно |
Физиопроцедуры “Чесночные” киндеры Фитонциды (лук, чеснок)
Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы |
По назначению врача (с октября по апрель)
В течение года |
|
Нетрадиционные формы оздоровления |
Музыкотерапия (Использование музыкального сопровождения на занятиях) |
В течение года |
Консультация: “Музыка в помощи иммунитету”, “Нетрадиционные методы оздоровления!” |
|
Закаливание |
Контрастные воздушные ванны |
После сна, физ-ра |
Консультации: “Основные правила закаливания”, “Расти малыш здоровым”, “Азбука здоровья” Привлекать к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой, упражнениям со спортинвентарём. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей. Беседы: “Одежда детей в группе и на улице!”, “Маркировка одежды”, “Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!” (о важности зимних прогулок!) |
Умывание |
после каждого приема пищи, после прогулки |
Ходьба босиком по массажным коврикам |
После сна |
Облегченная одежда детей |
В течение дня |
Одежда по сезону |
На прогулках |
Контрастное обливание рук по локоть |
После сна |
Прогулки |
В течение года |
Дневной сон с открытой фрамугой Сон без маек и подушек |
В течение года |
Дыхательная гимнастика |
ежедневно |
Дозированные солнечные ванны |
с учетом погоды |
|
Диетотерапия |
Рациональное питание по меню |
В течение года |
Консультации: “Как кормить ребенка, страдающего аллергией”, “Продукты с различной аллергизирующей активностью”, “Закаливать организм ребенка можно продуктами питания” |